Пятница, 17.05.2024, 12:14
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Листая страницы истории » Комсомол

Анкушина Лилия Фёдоровна: роль комсомола в становлении личности.


       Анкушина Л.Ф. родилась 7 августа 1954 года в п. Яйва Александровского района Пермской области. В 1961 году по достижении семилетнего возраста, как и все сверстники, пошла в 1класс школы № 1 п. Яйва (так в то время называлась школа № 3). В связи с переменой места жительства продолжила обучение в школе № 2, расположенной в микрорайоне Завод. Затем, с открытием школы № 33 в 1964 году была переведена в 4 класс данной школы, которую и закончила в 1971 году. Все годы обучалась на «хорошо» и «отлично», при чём, отличные отметки преобладали. С первых лет обучения отличительной её чертой являлась общественная активность. Она всегда участвовала во всех мероприятиях, конкурсах, отличалась любознательностью и стремлением достичь новых успехов в различных сферах деятельности. В 1962 году 22 апреля её приняли в октябрята. Это был особенный день, когда на белоснежном фартуке школьной формы засияла пятиконечная звёздочка с портретом маленького Володи Ульянова. И уже в первой политической детской организации существовали пять правил (по количеству лучей звёздочки), которые обязаны были выполнять все «внучата Ильича». Вот эти правила, по которым старалась жить и учиться маленькая Лиля:
•    Октябрята — будущие пионеры.
•    Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
•    Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
•    Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
•    Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Естественно, главным желанием и мечтой было стать пионеркой. Пионеры носили красный галстук, у них проходили интересные сборы, они казались такими взрослыми, что каждому хотелось поскорее оказаться в их рядах. И 22 апреля 1964 года наступил торжественный момент, когда на линейке, посвящённой дню рождения В.И. Ленина было впервые произнесено торжественное обещание юного ленинца:  Я, Петрушко Лилия, вступая в ряды Всезоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить,учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза." В этот день пионерами стали не все ученики класса, а лишь те, кто хорошо учился и имел примерное поведение.
Хочу продолжить свой рассказ словами Лилии Фёдоровны: «До сих пор сохранилось в памяти то волнение, которое я испытала, когда под дробь барабанов ученик старших классов, один из лучших пионеров, повязал мне красный галстук. Необычайное волнение охватило тогда меня. Помню, как старшая пионервожатая громко сказала: «Юные ленинцы! К борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы!» И мы, подняв руку в пионерском салюте, дружно ответили: «Всегда готовы!» В пионерском отряде меня сразу выбрали звеньевой и членом редколлегии. Мы обсуждали учёбу, выполняли задания Совета дружины, проводили пионерские сборы звена и отряда, собирали макулатуру и металлолом, помогали ветеранам. Мне больше всего нравилось работать в стенгазете, которую мы выпускали в классе. Именно для стенгазеты я написала свои первые стихи, которые не всем пришлись по душе, так как были сатирического характера, и герои моего произведения по-своему отреагировали на их содержание».
Время шло вперёд, пионерская работа увлекала. Отряд, членом которого была Лилия, стал правофланговым (то есть, победителем соревнования). Ему было доверено участвовать в районном слёте пионеров, который проходил в г. Александровске. А у Лили появилась новая обязанность: ей поручили быть вожатой у октябрят. Это поручение было интересным и увлекательным. Лиля много читала, ребятам с ней было интересно, а ей было интересно с ними.
В 1968 году одноклассники Лили начали вступать в комсомол. Как же ей хотелось тоже написать заявление со словами: «Прошу принять меня в ряды членов ВЛКСМ», но, увы, она была младше своих одноклассников, а стать комсомольцем можно было только в 14 лет. Поэтому в восьмой класс Лиля перешла, будучи пионеркой. Всё лето она готовилась к приёму в комсомол, и 1 сентября 1968 года она пошла в комитет комсомола с просьбой о приёме в ряды организации. Но только через 10 долгих  дней ей дали анкету для заполнения и бланк заявления. Рекомендацию в комсомол Лиле дала учительница биологии Екатерина Антоновна Зуева. Это была строгая требовательная женщина, член КПСС, её уважали не только в школе, но и в посёлке. Не многие могли получить её рекомендацию, а Лиле она её дала. Вступление в комсомол осуществлялось в несколько этапов: сначала решение о приёме принимала первичная организация, то есть комсомольская группа класса, потом это решение утверждалось на комитете школы, и окончательное решение принимал районный комитет комсомола.
 «Не передать словами, какое я испытывала волнение,– вспоминает Лилия Фёдоровна, – когда ожидала своей очереди перед дверями комсомольской комнаты, в которой заседал комитет. Какие вопросы мне могут задать? Смогу ли я ответить на все? Одобрят ли моё желание стать комсомолкой? И вот я стою перед членами комитета, обычные старшеклассники кажутся такими взрослыми и такими серьёзными, что в голове мелькает мысль: «А что, если не примут?». Секретарь комитета, Неганова Людмила, зачитала моё заявление, и посыпались вопросы. Отвечала на все без запинки, не зря готовилась всё лето. Приняли! Радости не было границ. Но впереди ждало заседание бюро райкома. Он проходило в канун 50-тилетия Всесоюзной комсомольской организации, 28 октября. Заседание бюро было выездным и состоялось в Гагаринской комнате школы № 3. В зале собрались ребята, вступающие в комсомол из всех школ посёлка и близлежащих рабочих посёлков. Я зашла второй. За столом сидели взрослые люди, которые, буквально, засыпали вопросами, но не по Уставу, как в школе, а по политике. Я назвала всех президентов зарубежных стран, руководителей КПСС и правительства СССР. И вдруг из уст секретаря горкома Рудольфа Чудинова прозвучал вопрос: «Кто такой Салозар?» А кто он? Я этого не знала. Краска стыда залила моё лицо, когда я ответила, что не знаю. Секретарь улыбнулся и сказал: «Можешь идти». Я ошарашенно смотрела на него: не приняли? Он ещё раз улыбнулся и произнёс: «Мы поздравляем тебя! Ты принята!» А потом всем торжественно вручали комсомольские билеты и значки.»
Так началась комсомольская страничка в биографии Лилии Фёдоровны.
Уже на первом общешкольном собрании её ввели в состав комитета комсомола школы, где доверили самый ответственный учебный сектор. Со своими обязанностями она справлялась успешно, хотя это было очень трудно. Ей нужно было добиваться, чтобы все комсомольцы хорошо учились, разговаривать с теми, у кого возникали проблемы с учёбой, помогать тем, кто сам не мог с ними справиться, организовывать работу учоргов (учебных организаторов) в группах. Двоечники и лентяи боялись попадаться ей на глаза, старались исправиться, чтобы не вызвали на заседание комитета комсомола. Её ответственность и обязательность не осталась незамеченной и в 1970 году на отчётно-выборном собрании её избирают секретарём комитета комсомола. Теперь ей приходилось отвечать за работу всей комсомольской организации школы. В работе ей постоянно помогала работавшая в то время организатором Вера Павловна Мюллер. В это время в школе были организованы субботники по оформлению Ленинского зала, Горьковского зала, процветала художественная самодеятельность, проходили весёлые КВНы, тематические вечера. И везде были заводилами комсомольцы.
Лилия Фёдоровна вспоминает: «Особенно запомнились поездки концертных бригад по лесным посёлкам. Участников художественной самодеятельности ждали в клубах как настоящих артистов. Клубы были переполнены, а каждое выступление вызывало шквал аплодисментов. С такими концертами объехали все окрестности. Тогда не было комфортабельных автобусов, да и дороги в лесные посёлки лишь назывались «дорогами», проехать можно было только на вездеходе. Но никто никогда не отказывался от этих поездок, и до сих пор вспоминаем их как самые лучшие моменты своей жизни».  
Лилия Фёдоровна была делегатом районной отчётно-выборной комсомольской конференции. Деловой настрой, чувство патриотизма, ответственности за порученное дело, царившее на конференции, зарядили новой энергией, готовностью и дальше служить своей стране и народу.
Во время летних каникул она работает вожатой в летнем пионерском лагере при школе. Именно эта работа сыграла решающую роль в выборе профессии,  и по окончании школы Лилия не сомневалась, куда пойдёт учиться дальше. Хотя для этого нужно было преодолеть сопротивление родителей, которые мечтали видеть её вовсе не учителем, а врачом или агрономом. Но она уверенно стояла на своём и стала студенткой Пермского Государственного педагогического института биологического факультета. Ей повезло: она попала в группу, где собрались по-настоящему активные неравнодушные люди. Здесь каждый был личностью. Здесь каждый был организатором. Здесь каждый стремился быть лидером. Но, даже здесь, среди активных, она снова смогла выйти в лидеры. Она становится редактором факультетской стенной газеты «Фермент», которая всегда считалась лучшей. Все годы учёбы она была старостой своего этажа в общежитие, и их этаж отличался чистотой и порядком, своеобразным уютом. Она была членом оперативного комсомольского отряда по работе с трудными подростками. Ей приходилось посещать с комсомольским патрулём самые неблагополучные районы г. Перми. Она всегда могла найти общий язык с мальчишками и девчонками, у которых возникали проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Этот момент в её комсомольской работе впоследствии очень поможет в работе классного руководителя. На третьем курсе Лиля становится членом педагогического отряда, который осуществлял шефскую помощь в Лобановской средней школе. Здесь она впервые приобрела навыки кружковой работы.
В 1976 году Лилия Фёдоровна возвращается в родную школу. Начала свою работу с должности лаборанта и сразу же активно включилась в жизнь комсомольской организации школы. Вместе с организатором В.В. Байдиной она ведёт клуб «Наш Ленинский комсомол», который был интересен большому количеству ребят. Участвует в организации и проведении Ленинского зачёта среди учащейся молодёжи. Сама становится активным участником всех общественных мероприятий, проходивших в школе, посёлке, районе. С 1980 года начинается педагогическая карьера Анкушиной Л.Ф.
Её комсомольская юность помогла ей стать хорошим учителем, настоящим другом детей, воспитателем. Главным девизом её жизни всегда были слова: «Если не я, то кто же?» Своим примером она увлекала учеников, коллег. Для неё не было слова «не могу», если надо – сделаю и не как попало, а качественно. Она была членом профкома (профсоюзного комитета школы), а потом возглавляла его. Входила в состав методического совета школы. Возглавляла методическое объединение учителей биологии и в школе, и в районе. Была активным участником конкурсов профессионального мастерства различного уровня: от муниципального до краевого. Пять раз являлась победителем муниципального конкурса «Учитель года» в различных номинациях. То есть, каждый раз, когда она принимала участие, становилась лучшей. За успехи в труде ей присвоено звание «Отличник просвещения».
В настоящее время Лилия Фёдоровна работает в другой сфере, где по-прежнему проявляет активную жизненную позицию. Она является заведующей отдела взрослого обслуживания МКУ «Библиотека». И, как всегда, ответственно относится к работе.
Я решила узнать, какую же роль внесла комсомольская деятельность в жизнь Лилии Фёдоровны, не будь этой деятельности, жизнь была бы спокойнее, и оставалось бы больше времени на отдых и развлечения. На что я получила ответ: «Я не жалею ни об одном дне своей комсомольской юности. Комсомол приучил меня быть ответственной, научил общению, научил работать ради общего успеха, а не только для себя. «Раньше думай о родине, а потом о себе» - пелось в нашей песне, и мы жили именно так. И наше поколение продолжает жить именно так».
Так же я поинтересовалась: «Не жалеете ли Вы о том, что комсомольская организация распалась? Нужны ли такие организации современной молодёжи?»
Лилия Фёдоровна на минуту задумалась и сказала: «Я жалею, что не стало той страны, в которой я родилась, где я была необходима людям, была частицей великого народа дружного и неделимого. И комсомол был тем инструментом, который объединял и поднимал молодёжь на великие дела. Да, нужно было подчиняться определённым правилам и требованиям, нужно было жертвовать собственным временем, но так было нужно. И как было здорово, когда приходил успех, и я видела результат своей деятельности и деятельности организации, в которой я состояла. Был бы востребован комсомол сейчас? В том виде, как был, пожалуй, нет. Но молодёжи обязательно нужно идейное объединение, подчинение требованиям, законам, нужна дисциплина. Я считаю, что высшая степень свободы – это быть несвободным от обязанностей. Человек счастлив только тогда, когда он ощущает свою необходимость для кого-то или для чего-то. Можно иметь всё, позволять себе всё, но быть совершенно несчастным, если ты бесполезен для общества. Союз молодёжи должен быть, союз объединённых общей идеей людей, любящих свою родину, уважающих историю и традиции своего народа. Я сегодня стараюсь делать всё, чтобы молодое поколение знало историю, знало достижения нашего великого народа, его героев. И я верю, что всё у нас будет хорошо».

Из исследовательской работы ученицы 5 "б" класса Тусниной Елизаветы 2013 год

Категория: Комсомол | Добавил: schcola_muzey33 (08.11.2014)
Просмотров: 931
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]